Приемная комиссия СурГУ
Работаем ежедневно с 9.00 до 18.00
Позвонить: +7 (3462) 763-000
Посетить: 628 412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
Получить программу вступительных испытаний
Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Аспирантура
3/1/1 | бюджет/коммерция
3/4 года | очно/заочно
162 180/90 295 рублей | год
Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Аспирантура
3/1/1 | бюджет/коммерция
3/4 года | очно/заочно
162 180/90 295 рублей | год

45.06.01 Языкознание и литературоведение

Аспирантура — форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета.
Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит аспиранта на качественно новый уровень.
При реализации программы аспирантуры по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (направление программы: «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание») образовательная организация (СурГУ) ориентируется на конкретный вид профессиональной деятельности, а именно: учителя общеобразовательных школ, преподаватели ВУЗов, переводчики, научные работники в ВУЗах, НИИ, частных компаниях. Выпускник аспирантуры получает базовую подготовку по филологическому профилю, деловому общению; отлично владеет несколькими иностранными языками и новыми технологиями в области преподавания лингвистических наук; готовится, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.
Область профессиональной деятельности: филология, лингвистика и смежные сферы гуманитарной научной и практической деятельности.

Темы кандидатских работ аспирантов

Как часто вы смотрите хоккей? Что мы знаем про работу арбитров? Вы хотели бы рассмотреть образ хоккейного арбитра в спортивном дискурсе с точки зрения лингвистики?
В таком исследовании можно провести анализ ряда особенностей речи спортивного арбитра. Решение этой задачи способствует прояснению вопроса об образе хоккейного судьи на вербальном уровне с культурологической, психолингвистической, социологической точек зрения. В настоящее время изучение проблемы языковой личности стало одним из перспективных направлений в современной науке. Изучению спорта в различных областях науки посвящены труды многих психологов, историков, философов и т. д. Тем ни менее в сфере лингвистического знания исследование спортивной сферы только начинает развиваться.
1
Хотели бы вы исследовать прецедентные феномены в российской и англо-американской интернет-рекламе продуктов красоты и здоровья?
Целью подобного исследования является выявление специфики воздействия меняющихся условий размещения рекламы на рекламу индустрии красоты и здоровья. Новый этап развития всего мирового сообщества, набирающий обороты в 2021 году, затрагивает все стороны нашей жизни и трансформирует многие привычные социальные процессы. Языковой процесс не стал исключением в этом трансформационном потоке — общие и специфические точечные области изучения лингвистической науки претерпевают изменения.
2
Вам интересна тема сопоставительного исследования ориентационных метафор в британском политическом дискурсе?
Актуальность данной темы выражается в изучении лингвистических явлений на политической арене, одной из движущих сил сегодняшнего мира. Анализ ориентационных метафор с помощью сравнительно-исторического и когнитивного методов позволит показать, как меняется человеческое мышление в вопросах государственной важности на языковом уровне. Политическая метафорология возникла на стыке двух направлений современного языкознания: метафорологии и политической лингвистики. Слияние этих двух сфер охарактеризовано обновленным пониманием роли метафоры в политической жизни и жизни человека вообще, его ментальных процессах. Метафоры, применяемые во время официальных выступлений политических деятелей по всему миру, привлекают внимание многих исследователей в этой области.
3
Вам интересна тема исследования прецедентных феноменов в текстах В. В. Набокова и их переводах?
В настоящее время явление прецедентности в лингвистике становится объектом пристального внимания. В целом под прецедентностью подразумевается процесс понимания и отражения в тексте исторически или культурно значимых эпизодов, лиц, литературных памятников и других памятников искусства, музыкальных произведений. Особый исследовательский интерес к данной работе напрямую связан с тем, что одной из самых главных функций художественного текста является эмоциональное воздействие на читателя, а прецедентный феномен сам по себе несет не только когнитивную, но и определенную эмоциональную значимость.
4

Обучение в аспирантуре СурГУ

Чем интересен процесс обучения?
Мы сочетаем традиции классического языкознания с современными подходами и задачами лингвистической науки.
Что меня ждет на первом курсе?

Аспиранты изучают дисциплины, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности по направлению аспирантуры, осуществляют научно-исследовательскую работу в рамках темы диссертации.

Основные дисциплины:

  • История и философия науки;
  • Иностранный язык;
  • Научно-исследовательский семинар «Научные исследования в области филологических наук»;
  • Педагогика и психология высшей школы;
  • Методология диссертационного исследования и подготовки научных публикаций;
  • Информационные технологии в науке и образовании;
  • Психолингвистика.
Что меня ждет на втором курсе?

Аспиранты совершенствуют свои профессиональные компетенции, участвуют в конференциях различного уровня, публикуют результаты своего исследования в российских и зарубежных рецензируемых изданиях, проходят педагогическую практику, которая позволяет получить опыт преподавания в вузе и совершенствовать навыки педагогического мастерства.

Основные дисциплины:

  • Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание;
  • Методы лингвистического исследования;
  • Актуальные проблемы современной лингвистики;
  • Когнитивные исследования лексико-семантического поля на словообразовательном уровне;
  • Педагогическая практика.
Что меня ждет на третьем курсе?

Аспиранты продолжают совершенствовать свои профессиональные компетенции, участвуют в конференциях различного уровня, публикуют результаты своего исследования в российских и зарубежных рецензируемых изданиях, проходят научно-исследовательскую практику.

В конце 3-го года обучения — государственный экзамен и защита НКР

В каких научно-исследовательских направлениях я смогу развиваться?
Направления научной деятельности:



  • Политическая лингвистика;
  • Сопоставительные исследования в различных типах дискурса;
  • Когнитивная лингвистика;
  • Междисциплинарные подходы к современным лингвистическим исследованиям.
Какие возможности для развития карьеры открывает аспирантура?
Возможны грантовые исследования.

Выпускники аспирантуры направления 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» становятся экспертами в различных областях гуманитарной научной и практической деятельности. Высочайший уровень владения иностранными языками, полученный в результате практического освоения и осуществления самостоятельного научного исследования языковой системы, а также навыки межкультурной коммуникации позволяют выпускникам аспирантуры данного направления выдерживать конкуренцию на рынке труда. Умение работать с различными типами текстов, владение на высоком уровне навыками устной, письменной и мультимодальной межличностной и массовой коммуникации открывают широкие возможности практического применения приобретенных в аспирантуре компетенций.

Программа аспирантуры обеспечивает подготовку к преподавательской деятельности в высшей школе.

Обучение в аспирантуре готовит выпускника к административной работе. Проведение самостоятельного исследования, участие в научно-практических мероприятиях, подготовка разного рода документации способствуют развитию личностных качеств, таких как непрерывное саморазвитие, самоорганизация, тайм менеджмент, а также профессиональных компетенций организации управленческого процесса в научной и образовательной среде.
Made on
Tilda